Имитационное моделирование резонансных явлений при работе рекуперативных гидравлических амортизаторов в подвесках прицепных звеньев лесовозных автопоездов

В.О. Никонов, В.И. Посметьев, В.В. Посметьев, В.А. Зеликов

Скачать

№ 2 (54)

Технологии. Машины и оборудование

Сведения об авторах: 

Никонов Вадим Олегович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», ул. Тимирязева, 8, г. Воронеж, 394087, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7380-9180, e-mail: 8888nike8888@mail.ru.

Посметьев Валерий Иванович – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры машиностроительных технологий, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», ул. Тимирязева, 8, г. Воронеж, 394087, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9878-7451, e-mail: posmetyev@mail.ru.

Посметьев Виктор Валерьевич – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры механизации лесного хозяйства и проектирования машин, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», ул. Тимирязева, 8, г. Воронеж, 394087, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6622-5358, e-mail: victorvpo@mail.ru.

Зеликов Владимир Анатольевич – доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой организации перевозок и безопасности движения, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», ул. Тимирязева, 8, г. Воронеж, 394087, Российская Федерация, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2317-9413, e-mail: zelikov-vrn@mail.ru.

 

Аннотация: 

В статье решается проблема повышения эффективности лесовозных автопоездов различного компонования при неустановившихся режимах движения в процессе вывозки ими лесоматериалов в условиях недостаточно обустроенных лесовозных дорог. Опыт эксплуатации лесовозного автомобильного транспорта показывает, что большая часть энергии топлива расходуется им на тепловые потери, возникающие в его узлах и системах. Обоснована необходимость снижения потерь энергии в подвесках прицепных звеньев лесовозных автопоездов путем преобразования этой энергии, накопления и последующего полезного использования. С целью повышения эффективности лесовозных автопоездов предложены перспективные конструкции прицепных звеньев, оснащенных рекуперативными гидравлическими амортизаторами. Для оценки показателей эффективности работы предложенных прицепных звеньев в составе лесовозных автопоездов разработаны математические модели, учитывающие резонансные явления, происходящие при движении по опорной поверхности исследуемых лесовозных автопоездов. Проведение исследования осуществлялось с помощью разработанных компьютерных программ. Оснащение подвесок прицепных звеньев рекуперативными гидравлическими амортизаторами позволяет снизить амплитуду резонансных колебаний для лесовозного автомобиля-тягача с прицепом с 87 см до 26 см, для лесовозного автомобиля-тягача с прицепом-роспуском с 27 см до 20 см и для седельного лесовозного автопоезда с 46 см до 33 см. Генерируемая подвеской прицепных звеньев рекуперируемая мощность составила для седельного лесовозного автопоезда – 7,8 кВт, для лесовозного автомобиля-тягача с прицепом-роспуском – 9,1 кВт и для лесовозного автомобиля-тягача с прицепом – 22,4 кВт. Оптимальное значение коэффициента демпфирования отдельного рекуперативного гидравлического амортизатора составило 30 кН · с/м.

 

Ключевые слова: 

имитационное моделирование, лесовозный автомобиль-тягач, прицепное звено, рекуперативный амортизатор, эффективность, лесовозная дорога, подвеска, резонансные колебания, амплитуда вертикальных колебаний, рекуперируемая мощность, лесоматериалы

 

Для цитирования: 

Имитационное моделирование резонансных явлений при работе рекуперативных гидравлических амортизаторов в подвесках прицепных звеньев лесовозных автопоездов / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, В. В. Посметьев, В. А. Зеликов // Лесотехнический журнал. – 2024. – Т. 14. – № 2 (54). – С. 239–259. – Библиогр.: с. 256–259 (23 назв.). – DOI: https://doi.org/10.34220/issn.2222-7962/2024.2/14.

 

Литература: 

1. Мохирев, А. П. Закономерности ранговых распределений факторов вывозки древесины с лесных участков / А. П. Мохирев, К. П. Рукомойников, П. М. Мазуркин // Лесной вестник / Forestry Bulletin, – 2021. – Т. 25. № 4. С. 112-120. – Библиогр. : с. 117-118 (20 назв.). – DOI: https://doi.org/10.18698/2542-1468-2021-4-112-120.

2. Верификация экспериментами моделей скорости движения лесовозов в зависимости от природно-производственных факторов / А. П. Мохирев, К. П. Рукомойников, П. М. Мазуркин, Н. А. Брагина // Лесной вестник. Forestry Bulletin. – 2021. – Т. 25, № 2. – С. 108-115. Библиогр. :с. 113 (21 назв.). – DOI: https://doi.org/10.18698/2542-1468-2021-2-108-115.

3. Мазуркин, П. М. Рейтинги групп факторов вывозки сортиментов / П. М. Мазуркин, А. П. Мохирев, К. П. Рукомойников // Resources and Technology. – 2021. – Т. 18, № 3. – С. 37-52. Библиогр. :с. 50-51 (12 назв.). – DOI: https://doi.org/10.15393/j2.art.2021.5803.

4. Посметьев, В. И. Обоснование целесообразности оснащения лесовозных автопоездов рекуперативными тягово-сцепными устройствами по результатам имитационного моделирования : монография / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев. – Воронеж, 2023. – 204 с. – Библиогр. : с. 185-203 (141 назв.). Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=61082376.

5. Оптимизация конструктивных параметров рекуперативного сцепного устройства, установленного в лесовозном автомобиле с прицепом / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, В. А. Зеликов, В. В. Посметьев, А. С. Чуйков // Лесотехнический журнал. – 2023. – Т. 13, № 1(49). – С. 162-179. – Библиогр. : с. 176-177 (20 назв.). – DOI: https://doi.org/10.34220/issn.2222-7962/2023.1/11.

6. Имитационное моделирование работы рекуперативного пневмогидравлического дышла сцепного устройства автопоезда с функцией самовытаскивания / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, И. В. Сизьмин, В. В. Посметьев, Н. В. Мозговой, П. В. Колодий // Лесотехнический журнал. – 2023. – Т. 13, № 4.1(52). – С. 92-113. – Библиогр. : с. 110-112 (20 назв.). – DOI: https://doi.org/10.34220/issn.2222-7962/2023.4/6.

7. Компьютерное моделирование работы рекуперативного поворотного коникового устройства лесовозного тягача с прицепом-роспуском / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. Ю. Мануковский, В. В. Посметьев // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. – 2022. – № 5(389). – С. 85-99. – Библиогр. : с. 98-99 (20 назв.). – DOI: https://doi.org/10.37482/0536-1036-2022-5-85-99.

8. Имитационное моделирование рекуперативного пружинно-гидравлического седельно-сцепного устройства лесовозного тягача с полуприцепом / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, А. В. Авдюхин // Лесотехнический журнал. – 2020. – Т. 10, № 4(40). – С. 227-242. – Библиогр. : с. 239-241 (20 назв.). – DOI: https://doi.org/10.34220/issn.2222-7962/2020.4/19.

9. Attitude Control of Vehicle Based on Series Active Suspensions / Jia W., Zhang W., Ma F., Wu L. // Actuators 2023, 12, 67. – Bibliogr. : pp. 19-20 (36 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/act12020067 (SNIP 0,975).

10. Dynamic Performance of a Magnetic Energy-Harvesting Suspension: Analysis and Experimental Verification / Zhou R., Song Y., Jin J., Xu F., Sun F., Yang L., Yan M. // Actuators 2023, 12, 308. – Bibliogr. : pp. 13-14 (41 titles).– DOI: https://doi.org/10.3390/act12080308 (SNIP 0,975).

11. Vibration Control of Car Body and Wheel Motions for In-Wheel Motor Vehicles Using Road Type Classification / Kim Y.-J., Sohn Y., Chang S., Choi S.-B., Oh J.-S. // Actuators 2024, 13, 80. – Bibliogr. : pp. 15-16 (39 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/act13020080 (SNIP 0,975).

12. Nonlinear Modeling and Coordinate Optimization of a Semi-Active Energy Regenerative Suspension with an Electro-Hydraulic Actuator / Kou F., Du J., Wang Z., Li D., Xu J. // Algorithms 2018, 11, 12. – Bibliogr. : pp. 16-17 (24 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/a11020012 (SNIP 0,975).

13. Krauze P. Driving Safety Improved with Control of Magnetorheological Dampers in Vehicle Suspension / P. Krauze, J. Kasprzyk // Appl. Sci. 2020, 10, 8892. – Bibliogr. : pp. 27-29 (52 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/app10248892 (SNIP 0,573).

14. Investigation of Vehicle Stability with Consideration of Suspension Performance / Lukosevicius V., Makaras R., Rutka A., Kersys R., Darguzis A., Skvireckas R. // Appl. Sci. 2021, 11, 9778. – Bibliogr. : pp. 29-31 (50 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/app11209778 (SNIP 0,573).

15. Han S.-Y. Vibration Control for a Vehicle Semi-Active Suspension System via the PPO Approach / Han S.-Y., Liang T. // Appl. Sci. 2022, 12, 3078. – Bibliogr. : pp. 16-17 (32 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/app12063078 (SNIP 0,573).

16. Hydraulic Integrated Interconnected Regenerative Suspension: Sensitivity Analysis and Parameter Optimization / Guo S., Chen L., Pan Y., Wang X., Tan G. // Electronics 2023, 12, 891. – Bibliogr. : pp. 21-22 (34 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/electronics12040891 (SNIP 1,045).

17. Research Review of a Vehicle Energy-Regenerative Suspension System / Lv X., Ji Y., Zhao H., Zhang J., Zhang G., Zhang L. // Energies 2020, 13, 441. – Bibliogr. : pp. 11-14 (68 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/en13020441 (SNIP 1,025).

18. Gijón-Rivera C. Methodology for Comprehensive Comparison of Energy Harvesting Shock Absorber Systems / Gijon-Rivera C., Olazagoitia J. L. // Energies 2020, 13, 6110. – Bibliogr. : pp. 23-25 (29 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/en13226110 (SNIP 1,025).

19. Hydraulic Integrated Interconnected Regenerative Suspension: Modeling and Characteristics Analysis / Guo S., Chen L., Wan X., Zou J., Hu S. // Micromachines 2021, 12, 733. – Bibliogr. : pp. 20-22 (44 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/mi12070733 (SNIP 0,95).

20. Guntur H. L. Designing hydro-magnetoelectric regenerative shock absorber for vehicle suspension considering conventional-viscous shock absorber performance / Guntur H. L., Hendrowati W., Syuhri S. N. H. // Journal of Mechanical Science and Technology 34 (1) (2020) 55-67. – Bibliogr. : pp. 66-67 (30 titles). – DOI: http://doi.org/10.1007/s12206-019-1205-1 (SNIP 0,843).

21. Krauze P. Identification of Control-Related Signal Path for Semi-Active Vehicle Suspension with Magnetorheological Dampers / P. Krauze // Sensors 2023, 23, 5770. – Bibliogr. : pp. 26-27 (50 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/s23125770 (SNIP 1,317).

22. Huang J. Analysis and Research on the Comprehensive Performance of Vehicle Magnetorheological Regenerative Suspension / Huang J., Wang E., Zhang H. // Vehicles 2020, 2, 576-588. – Bibliogr. : pp. 587-588 (14 titles). – DOI: https://doi.org/10.3390/vehicles2040033 (SNIP 0,955).

23. Yaghoubi S. Modeling and optimization of car suspension system in the presence of magnetorheological damper using Simulink-PSO hybrid technique / Yaghoubi S., Ghanbarzadeh A. // Results in Engineering 22 (2024) 102065. – Bibliogr. : pp. 6-7 (34 titles). – DOI: https://doi.org/10.1016/j.rineng.2024.102065 (SNIP 1,613).