ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА ПРИ ВЫВОЗКЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКУПЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ В ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОМ СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОМ УСТРОЙСТВЕ

В.И. Посметьев, В.А. Зеликов, В.О. Никонов, В.В. Посметьев, А.С. Чуйков, А.В. Авдюхин

Скачать

№ 4 (48)

Технологии. Машины и оборудование

Аннотация: 

Обоснована необходимость повышения эффективности лесовозных автопоездов, путем снижения транспортных расходов, затрачиваемых при вывозке лесоматериалов в существующих дорожных и природно-климатических условиях. Представлен обзор научных исследований зарубежных ученых, позволивший выявить наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на транспортные расходы. Предложена перспективная конструкция рекуперативного пневмогидравлического седельно-сцепного устройства, позволяющая сократить транспортные расходы за счет снижения количества используемого автопоездом топлива, повысить надежность лесовозного автопоезда путем уменьшения динамических нагрузок, возникающих между его звеньями при движении по неровностям поверхности лесовозной дороги. Усовершенствована математическая модель движения по неровностям лесовозной дороги лесовозного тягача с полуприцепом, оборудованного предлагаемым сцепным устройством, в условиях частых ускорений и торможений, позволяющая выполнить предварительную оценку рекуперации энергии предлагаемым устройством в различных режимах переходных процессах, а также исследовать влияние основных параметров рекуперативного пневмогидравлического седельно-сцепного устройства на показатели его эффективности. Разработаны две компьютерные программы для исследования показателей эффективности функционирования рекуперативного пневмогидравлического седельно-сцепного устройства при различных переходных режимах движения лесовозного автопоезда с заданными параметрами неровностей лесовозной дороги. Установлено, что использование предлагаемого сцепного устройства в лесовозном автопоезде дает возможность при движении со случайно повторяющимися замедлениями и ускорениями рекуперировать мощность до 6,5 кВт, а также достигать значения продольного ускорения полуприцепа относительно тягача 0,72 м/с2. Компьютерное моделирование позволило установить значение оптимального диаметра гидравлического цилиндра, обеспечивающего наибольшее значение рекуперируемой мощности при наименьшем значении ускорения полуприцепа относительно тягача.

 

Ключевые слова: 

компьютерное моделирование, эксперимент, рекуперация, седельно-сцепное устройство, лесовозный автопоезд, лесовозная дорога, пневмогидравлический аккумулятор, транспортные расходы, эффективность

 

Для цитирования: 

Влияние режимов движения лесовозного автопоезда при вывозке лесоматериалов на эффективность рекуперации энергии в пневмогидравлическом седельно-сцепном устройстве / В. И. Посметьев, В. А. Зеликов, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, А. С. Чуйков, А. В. Авдюхин // Лесотехнический журнал. – 2022. – Т. 12. – № 4 (48). – С. 114–129. – Библиогр.: с. 125–128 (20 назв.). – DOI: https://doi.org/10.34220/issn.2222-7962/2022.4/8.

 

Литература: 

1. Никонов, В. О. Современное состояние, проблемы и пути повышения эффективности лесовозного автомобильного транспорта : монография / В. О. Никонов ; М-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2021. – 203 с. – Библиогр.: с. 181-202 (196 назв.). Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45694525.

2. EricJohannes. Sustainable Timber Transport – Economic Aspects of Aerodynamic Recon-figuration / Eric Johannes, Petter Ekman, Maria Huge-Brodin, Matts Karlsson // Sustainability. 2018, – 10. – 18 p. – Bibliogr.: pp. 17-18 (27 titles). – DOI 10.3390/su10061965.

3. Christoph Kogler. Simulation Combined Self-Loading Truck and Semitrailer Truck Transport in the Wood Supply Chain / Christoph Kogler, Alexander Stenitzer, Peter Rouch // Forests. 2020, – 11, – 1244. – 15 p. – Bibliogr.: pp. 14-15 (27 titles). – DOI 10.3390/f11121245.

4. Brown, M. W. Evaluation of the Impact of Timber Truck Configuration and Tare Weight on Payload Efficiency: An Australian Case Study / M. W. Brown // Forests. 2021, 12, 855. – 11 p. – Bibliogr.: pp. 11 (24 titles). – DOI 10.3390/f12070855.

5. Teijo Palander. Improving Energy Efficiency in a Synchronized Road – Transportation System by Using a TFMC (Transportation Fleet – Management Control) in Finland / Teijo Palander, Kalle Karha // Energies. 2019, 12, 670. – 15 p. – Bibliogr.: pp. 14-15 (57 titles). – DOI 10.3390/en12040670.

6. Sunday Bako Stability Analysis of a Semi-Trailer Articulated vehicle: A Review / Sunday Bako, Bori Ige, Abdulkarim Nasir, Nicholas A. Musa // International journal of automotive science and technology. 2021. Vol. 5. № 2. pp. 131-140. – Bibliogr.: pp. 138-140 (74 titles). – DOI 10.30939/ijastech..855733.

7. Mohammad Reza Ghaffariyan. A short review of timber truck fuel consumption studies / Australian Forests Operation Research Alliance Afora Industry – Research – Innovation / Mohammad Reza Ghaffariyan, Camille Barrier, Mark Brown, Martin Kuehmaier, Mauricio Acuna // Industry Bulletin 21, 2018. – 6 p. – Bibliogr.: pp. 5-6 (14 titles).

8. Stanley Schettino. Feasibility analysis of the use of light and medium trucks in timber transport in rural properties / Stanley Schettino, Luciano Jose Minette, Carolina Freitas Schettino, Isabela Dias Reboleto // Revista Arvore. 2018 42 (6) : e420608 – 9 p. Bibliogr.: pp. 8-9 (25 titles). – DOI 10.1590/1806-908820118000600008.

9. Edson Lachini.Operational Analysis of Forestry Transportation Using Self-loading Trucks in a Mountainous Region /Edson Lachini, Nilton Fiedler, Gilson Silva, Christiano Pinheiro, Flavio Carmo // Floreste e Ambiente 2018 25(4) e20150060. – 7 p. Bibliogr.: pp. 6-7 (12 titles). – DOI10.1590/2179-8087.006015.

10. Cassio A. U. MontiOptimization of Wood Supply : The Forestry Routing Optimization Model /Cassio A. U. Monti, Lucas R. Gomide, Rafael M. Oliveira, Luciano C. J. Franca // An Acad Bras Cienc (2020) 92(3) : e20200263. – 17 p. Bibliogr.: pp. 14-17 (62 titles). – DOI10.1590/0001-3765202020200263.

11. Ingus Mitrofanovs.Effective Collaboration Research Project On It Solution For Automatic Measurement Of Timber Assortment / Ingus Mitrofanovs, Marita Cekule // Systemics, cybernetics and informatics, Volume 17, 2019 pp. 78-83. Bibliogr.: pp. 83 (26 titles).

12. Kari Vaatainen.Roundwood and Biomass Logistics in Finland and Sweden / Kari Vaatainen, Perttu Anttila, Lars Elisson, Johanna Enstrom, Juha Laitila, Robert Prinz, Johanna Routa // Croat. j. for. eng. 42 (2021) 1 pp. 39-61. Bibliogr.: pp. 54-61 (189 titles). – DOI10.5552/crojfe.2021.803.

13.Olli-Jussi Korpinen.Impacts of a High-Capacity Truck Transportation System on the Economy and Traffic Intensity of Pulpwood Supply in Southeast Finland / Olli-Jussi Korpinen, Mika Aalto, Picjo Venalainon, Tapio Ranta // Croat. j. for. 40 (2019) 1 pp. 89-105. Bibliogr.: pp. 103-104 (38 titles).

14. Abdullah E. Akay.Evaluating the Effects of Improving Forest Road Standards on Economic Value of Forest Products / Abdullah E. Akay, Hasan Serin, John Sessions, Ebru Bilici, Mehmet Pak // Croat. j. for. eng. 42 (2021) 2 – pp. 245-258. Bibliogr.: pp. 257-258 (20 titles). – DOI 10.5552/crojte.2021.851.

15. Mauricio Acuna.Automated Volumetric Measurements of Truckloads through Multi-View Photogrammetry and 3D Reconstruction Software / Mauricio Acuna, Amanda Sosa // Croat. j. for. eng. 40 (2019) 1 – pp. 151-162. Bibliogr.: pp. 160-161 (30 titles).

16. Патентнаизобретение № 2753024 РФ, МПКB62D 53/08. Рекуперативное пневмо-гидравлическое седельно-сцепное устройство автопоезда / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. В. Авдюхин, В. В. Посметьев ; заявитель ФГБОУ ВО ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова. – № 2020144373 ; заявл. 30.12.2020 ; опубл. 11.08.2021.

17. Посметьев, В. И. Оценка актуальности использования в конструкции лесовозного тягача с полуприцепом рекуперативного пневмогидравлического седельно-сцепного устройства / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. В. Авдюхин // Воронежский научно-технический вестник. – 2021. – Т. 3, № 3 (37). –с.76-94 – Библиогр.: с. 92-94 (32 назв.). – DOI10.34220/2311-8873-2022-76-94.

18. Nikonov,V. O.The results of simulation modeling of the operation of the regenerative fifth wheel hitch of a timber trailer / V O Nikonov, V I Posmetev and V V Posmetev // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 656 (2019) 012039, – Pp. 1-8. Bibliogr.: pp. 8 (6 titles). – DOI 10.1088/1757-899X/656/1/012039.

19. Посметьев, В. И. Имитационное моделирование рекуперативного пружинно-гидравлического седельно-сцепного устройства лесовозного тягача с полуприцепом / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, А. В. Авдюхин // Лесотехнический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 4 (40). – С. 227–242.Библиогр.: с. 239-241 (20 назв.). – DOI10.34220/issn.2222-7962/2020.4/19.

20. Посметьев, В. И. Моделирование работы рекуперативного пружинно-гидравлического седельно-сцепного устройства, размещенного в полуприцепа лесовозного автопоезда / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, В. А. Зеликов // Лесотехнический журнал. – 2021. – Т. 11. – № 2 (42). – С. 133-148.Библиогр.: с. 145-147 (17 назв.). – DOI 10.34220/issn.2222-7962/2021.2/13.