ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ЛЕСОВОЗНОГО ТЯГАЧА С ПОЛУПРИЦЕПОМ

В.И. Посметьев, В.О. Никонов, В.В. Посметьев

Скачать

№ 3 (35)

Технологии. Машины и оборудование

Аннотация: 

Рассмотрена роль совершенствования конструкций седельно-сцепных устройств (ССУ) лесовозных тягачей (ЛТ) с полуприцепами (ПП) для увеличения объемов транспортирования лесоматериалов. Описаны последствия возникающих в ССУ динамических нагрузок при эксплуатации ЛТ с ПП в сложных дорожных условиях. Обоснована перспективность использования рекуперативных механизмов, направленная на снижение расхода топлива и сокращение токсичности выхлопных газов ЛТ с ПП. Представлена схема основных узлов ССУ, описаны два применяемых в зависимости от способа сцепки ЛТ с ПП типа ССУ. Приведены конструктивные особенности наиболее распространенных на российском рынке моделей ССУ, выпускаемых отечественными и европейскими производителями. Особое внимание уделено обеспечению необходимой гибкости между отдельными звеньями ЛТ с ПП, влияющей на возможность возникновения поломок в ССУ и ходовой части ЛТ. Рассмотрены основные нормативные документы, регламентирующие требования к изготовлению, установке, испытанию, эксплуатации и замене конструктивных элементов ССУ. Представлены зависимости влияния замедления и коэффициента распределения тормозных сил на величину продольных усилий в ССУ ЛТ с ПП, влияния максимальных нагрузок в ССУ на силы трения в нем. Предложена перспективная конструкция рекуперативного ССУ ЛТ с ПП, позволяющая накапливать и повторно использовать гидравлическую энергию в технологическом процессе погрузки-разгрузки сортиментов гидравлическим манипулятором. Выявлено, что использование рекуперативного ССУ позволит снизить расход топлива ЛТ с ПП, повысить его надежность и улучшить плавность хода при движении по недостаточно обустроенным дорогам.

 

Ключевые слова: 

рекуперативное седельно-сцепное устройство, лесовозный тягач, полуприцеп, рекуперация, гидравлическая энергия, гидравлический манипулятор, пневмогидравлический аккумулятор

 

Для цитирования: 

Посметьев, В. И. Перспективная конструкция рекуперативного седельно-сцепного устройства лесовозного тягача с полуприцепом / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев // Лесотехнический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 180–192. – Библиогр.: с. 189–192 (25 назв.). – DOI: 10.34220/issn.2222-7962/2019.3/17.

 

Литература: 

1. Щукин, М. М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей / М. М. Щукин // МАШГИЗ, Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы. – Москва, Ленинград, 1961. – 211 с.

2. Ким, В. А. Математическая модель ударного нагружения шарнирного пальца сцепного устройства седельного автопоезда / В. А. Ким, А. А. Полунгян // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». – 2004. – № 2. – С. 51–61.

3. Посметьев, В. И. Повышение эффективности лесовозного автомобиля с помощью рекуперативного гидропривода / В. И. Посметьев, В. О. Никонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 131(07).

4. Патент на изобретение № 2668093 РФ, МПК A01G 23/00, B66F 9/22. Рекуперативный гидропривод лесовозного автомобиля / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, М. А. Латышева ; заявитель ФГБОУ ВО ВГЛТУ имени Г.Ф. Морозова. – № 2017136631 ; заявл. 17.10.2017 ; опубл. 26.09.2018.

5. Разработка принципов повышения устойчивости автопоездов при экстренном торможении на прямолинейном участке и отказе тормозной системы прицепного звена / Г. Г. Анкинович, А. Н. Вержбицкий, М. М. Жилейкин, Г. И. Скотников // Известия высших учебных заведений. Машиностроение, № 5 (674), 2016. – С. 23–29.

6. Никонов, В. О. Анализ конструктивных особенностей тягово-сцепных устройств грузовых автомобилей с прицепами / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, Р. В. Журавлев // Воронежский научно-технический вестник. – 2018. – Т. 4, № 4 (26). – С. 13-24. – URL: http://vestnikvglta.ru/arhiv/2018/4-4-26-2018/13-24.pdf.

7. Посметьев, В. И. Повышение эффективности гидропривода многофункционального автомобиля для ухода за полезащитными лесными полосами / В. И. Посметьев, В. О. Никонов // Вестник ВГАУ. – 2017. – № 4 (55). – С. 140–149.

8. Posmetev, V. I. Investigation of the energy-saving hydraulic drive of a multifunctional automobile with a subsystem of accumulation of compressed air energy / V. I. Posmetev, V. O. Nikonov, V. V. Posmetev // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering, ISPCIET’2018, № 441 (2018) 012041. Article ID 57204207263, 7 pages. DOI : 10.1088/1757-899X/441/1/012041.

9. Energy efficiency analysis of integrated drive and energy recuperation system for hydraulic excavator boom / Lianpeng Xia, Long Quan, Lei Ge, Yunxiao Hao // Energy Conversion and Management, 156, 2018, Article ID 57196457880, рp. 680-687.DOI : 10.1016/j.enconman.2017.11.074.

10. Potential energy directly conversion and utilization methods used for heavy duty lifting machinery / Yunxio Hao, Long Quan, Hang Cheng [et al.] // Energy, 155(2018), Article ID 57188722118, pp. 242-251.DOI: 10.1016/j.energy.2018.05.015.

11. Kimihiko Nakano. Combined type self-powered active vibration control of truck cabins / Kimihiko Nakano // Vehicle System Dynamics 41.6 (2004), Article ID 7402011387, pp. 449-473.DOI: 10.1080/00423110512331383858.

12. Rafael Rivelino Silva Bravo. Design and analysis of a parallel hydraulic-pneumatic regenerative braking system for heavy-duty hybrid vehicles / Rafael Rivelino Silva Bravo, Victor Juliano De Negri, Amir Antonio Martins Oliveira // Applied Energy 225 (2018), Article ID 57201819693, pp. 60-77.DOI : 10.1016/j.apenergy.2018.04.102.

13. Васильев, В. Седельно-сцепное устройство (ССУ) Часть 1 / В. Васильев. URL: https://os1.ru.article/7250-sedelno-stsepnoe-ustroystvo-ssu-sedlat-tyaga....

14. Технический регламент таможенного союза ТРТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств. – 465 с.

15. ГОСТ 12105-74. Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры : издание официальное : дата введения 1975-01-01. – Москва : Государственный комитет СССР по стандартам, 1974. – 5 с.

16. ГОСТ 12017-81. Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Типы и основные размеры : издание официальное : дата введения 1983-01-01. – Москва : ИПК Издательство стандартов, 1981. – 4 с.

17. ГОСТ 28247-89. Устройства седельно-сцепные седельных тягачей. Типы, основные размеры и технические требования : издание официальное : дата введения 1991-01-01. – Москва : Стандартинформ, 2006. – 4 с.

18. ГОСТ Р 50586-93. Шкворни сцепные автомобильных полуприцепов. Технические требования и методы испытаний : издание официальное : дата введения 1995.01.01. – Москва : Госстандарт России, 1995. – 8 с.

19. ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН № 55). Единообразные предписания, касающиеся механических сцепных устройств составов транспортных средств : издание официальное : дата введения
2006-07-01. – Москва :Стандартинформ, 2006. – 55 с.

20. ISO 337-1981. Road vehicles – 50 semi-trailer fifth wheel coupling pin – Basic and mounting / interchangeability dimensions. – Introduced 1981-12-01.

21. ISO 1726. Road vehicles – Mechanical coupling between tractors and semi-trailers – Interchangeability. – Introduced2000-05-15.

22. ISO 4086. Road vehicles – 90 semi-trailer fifth wheel kingpin – Interchangeability. – Introduced 2001-10-15.

23. ISO 3842. Road vehicles – Fifth wheels – Interchangeability. – Introduced2006-12-15.

24.Закин, Я. Х. Прикладная теория движения автопоезда / Я. Х. Закин. – Москва: Транспорт, 1967. – 258 с.

25. Конструирование и расчет автомобильных поездов / Я. Х. Закин, М. М. Щукин, С. Я. Марголис, П. П. Ширяев, А. С. Андреев. – Ленинград : Машиностроение, 1968. – 332 с.