АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЯВЛЕНИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ МОЩНОСТИ В ТРАНСМИССИИ ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ

В.И. Прядкин, В.В. Гудков, П.А. Сокол

Скачать

№ 3 (35)

Технологии. Машины и оборудование

Сведения об авторах

Прядкин Владимир Ильич – доктор технических наук, профессор кафедры автомобилей и сервиса

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

Гудков Виктор Владимирович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобильной подготовки ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр Военно-Воздушных Сил Военно-Воздушная Академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация

e-mail: gydvik-51@yandex.ru.

Сокол Павел Александрович – соискатель кафедры механизации лесного хозяйства и проектирования машин

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

e-mail: pavsokol@yandex.ru.

 

Аннотация: 

Статья рассматривает проблемы, связанные с потерями мощности, возникающими при эксплуатации полноприводных автомобилей на различных типах опорных поверхностей, в ней проведен анализ распределения полезной мощности и крутящего момента по ведущим мостам. Проведен анализ факторов, влияющих на потери мощности и снижение тяговой динамики полноприводного автомобиля, а также рассмотрены причины их возникновения в заблокированной трансмиссии полноприводного автомобиля, описаны причины снижения КПД и тяговой мощности, проведен анализ факторов, сопутствующих этим процессам. Проанализирован процесс возникновения явления циркуляции мощности в механических зубчатых передачах и его последствия, влияющие на показатели эффективности применения полноприводного автомобиля. Рассмотрены причины возникновения явления циркуляции мощности в трансмиссии полноприводного автомобиля, проведен анализ потерь, вызывающих снижение его тяговой динамики. Проведен критический анализ исследований ряда авторов по изучению возникновения и влияния явления циркуляции мощности на показатели эффективности применения автомобиля, преждевременный износ узлов и агрегатов, снижение тяговой динамики. Серьезной и актуальной является проблема проведения корректных аналитических расчетов при проектировании и создании полноприводных автомобилей с улучшенной тяговой динамикой для эффективной эксплуатации в различных дорожных условиях и климатических зонах, а также на опорных поверхностях с низкими физико-механическими свойствами. Явление циркуляции мощности до настоящего времени исследовано недостаточно полно, расчеты проводились с принятием допущений и упрощений, снижающих точность результатов. Основной целью проведения дальнейших исследований тяговой динамики и потерь полезной мощности на движение полноприводного автомобиля является корректный учет влияния циркулирующей мощности на появление дополнительных потерь мощности в трансмиссии и ходовой части, без допущений и упрощений, с учетом потерь на сопротивление движению, динамические факторы, способствующие ускоренному износу узлов, механизмов и агрегатов, трансформирующих и передающих крутящий момент к ведущим колесам, а также пневматических шин.

 

Ключевые слова: 

мощность, полноприводный, движитель, реакции, циркуляция, трансмиссия

 

Для цитирования: 

Прядкин, В. И. Анализ подходов по исследованию явления циркуляции мощности в трансмиссии полноприводного автомобиля / В. И. Прядкин, В. В. Гудков, П. А. Сокол // Лесотехнический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 205–224. – Библиогр.: с. 222–224 (21 назв.). – DOI: 10.34220/issn.2222-7962/2019.3/19.

 

Литература: 

1. Большая Советская Энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. – 3-е изд. – Т. 28. Москва : Советская Энциклопедия, 1978. – 616 с.

2. Чудаков, Е. А. Циркуляция паразитной мощности в механизмах бездифференциального автомобиля / Е. А. Чудаков. – Москва : ГНТИ Машиностроительной литературы, 1950. – 72 с.

3. Чудаков, Е. А. Движение бездифференциальной тележки с эластичными колесами / Е. А. Чудаков. – Москва : Изд. Академии Наук СССР, 1946. – 134 с.

4. Зимелев, Г. В. Теория автомобиля / Г. В. Зимелев. – Москва : Маштиз, 1959. – 312 с.

5. Фалькевич, Б. С. Теория автомобиля / Б. С. Фалькевич. – Москва : ГНТИ Машиностроительной литературы, 1963. – 241 с.

6. Левин, И. А. К вопросу о циркуляции мощности в трансмиссии многоприводного автомобиля / И. А. Левин // Научные труды МАМИ. – Вып. 1. – Москва : Научно-техническое издательство автотранспортной литературы, 1954. – С. 76–89.

7. Кутьков, Г. М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства / Г. М. Кутьков. – Москва : КолосС, 2004. – 504 с.

8. Гладов, Г. И. Планетарные передачи транспортных средств : учеб. пособие / Г. И. Гладов. – Москва : МАДИ, 1986. – 66 с.

9. Петрушов, В. А. Сопротивление качению автомобилей и автопоездов / В. А. Петрушов. – Москва : Машиностроение, 1975. – 224 с.

10. Антонов, А. С. Армейские автомобили. Теория / А. С. Антонов. – Москва : Воениздат, 1970. – 523 с.

11. Антонов, А. С. Комплексные силовые передачи. Теория силового потока и расчет передающих систем / А. С. Антонов. – Ленинград : Машиностроение. Ленинградское отд-ние, 1981. – 496 с.

12. Васильченков, В. Ф. Военные автомобили. Конструкция и расчет / В. Ф. Васильченков. – Рыбинск – Рязань : Рыбинский дом печати, 1997. – 661 с.

13. Синицин, С. С. Моделирование силового потока в трансмиссии / С. С. Синицин, А. А. Бойцов // Новые материалы и технологии в машиностроении : Матер. III междунар. науч.-техни. конференции. – Брянск : БГИТА, 2004. – С. 85–89.

14. Котович, С. В. Движители специальных транспортных средств. Ч. 1 / С. В. Котович. – Москва : МАДИ (ГТУ), 2008. – 161 с.

15. Зеленов, К. А. Повышение тягово-сцепных свойств колесных полноприводных тракторов регулированием давления воздуха в шинах : специальности 05.20.03 «Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве», 05.20.01 «Технологии и средства механизации сельского хозяйства» : автореф. дис. ... канд. техн. наук / Зеленов Константин Анатольевич; ФГОУ ВПО «СГАУ имени Н.И. Вавилова». – Саратов, 2003. – 22 с.

16. Плужников, С. В. Повышение тягово-сцепных свойств колесных полноприводных тракторов с шинами равного размера путем перераспределения нормальных реакций по ведущим осям : специальности 05.20.03 «Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве», 05.20.01 «Технологии и средства механизации сельского хозяйства» : автореф. дис. ... канд. техн. наук / Плужников Сергей Владимирович; ФГОУ ВПО «СГАУ имени Н.И. Вавилова», г. Саратов. 2003. – 28 с.

17. Коцарь, Ю. А. Повышение тягово-сцепных свойств колесных полноприводных тракторов с шинами равного размера путем перераспределения ведущего момента в движителе : специальность 05.20.03 «Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве» : автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Коцарь Юрий Алексеевич; ФГОУ ВПО «СГАУ имени Н.И. Вавилова». – Саратов, 2003. – 42 с.

18. Жилейкин, М. М. Математическая модель прямолинейного движения колесной машины с балансирной подвеской мостов по неровностям пути / М. М. Жилейкин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2016. № 1(670). – С. 43–49.

19. Агейкин, Я. С. Теория автомобиля : учеб. пособие / Я. С. Агейкин, Н. С. Вольская. – Москва : МГИУ, 2008. – 319 с.

20. Prof. Dipl.-lng. Jörnsen Reimpell. Fahrwerktechnik: Federung Fahrwerkmechanik. 2. Auflage. Vogel-Buchverlag Würyburg. 1983. – 288 p.

21. Lng. Julius Mackerle. Automobil s lepší účinností. Praha 1985. SNTL – Nakladatelstvi technicé literatury, 1987. – 320 p.