ПЛАНИРОВАНИЕ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗИМНИХ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТАТИСТИКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

А.П. Мохирев, Е.В. Горяева, М.П. Мохирев, А.В. Ившина

Скачать

№ 2 (30)

Лесоинженерное дело

Аннотация: 

Лесозаготовительная промышленность напрямую зависит от климатических условий. Лесозаготовки ведутся на огромных территориях, занимающих почти половину территории страны. Климатические условия, в которых работают лесозаготовители, отличаются исключительно большим разнообразием. Кроме средних и экстремальных значений годового и суточного хода температуры, тепловой режим характеризуется также и другими показателями. В частности, для лесосечных работ имеют значение продолжительность устойчивых морозов и число дней с очень низкими температурами. Вывозка заготовленной лесной продукции так же зависит от климатических факторов, поскольку зачастую лесозаготовки ведутся в районах со слабой транспортной освоенностью и 80 % вывозки древесины производится по зимникам и Красноярский край здесь не исключение. Вопрос качества и сроков действия лесовозных дорог очень актуален для многолесных районов края. Наиболее остро проблема транспортной обеспеченности стоит для лесничеств, расположенных на севере Красноярского края и в зоне Нижнего Приангарья Общеизвестно, что климатические факторы значительно влияют на состояние и транспортные качества автодороги. Вопрос планирования сроков проведения тех или иных лесозаготовительных работ, а тем более планирование сроков возведения зимних автодорог, на прямую связан с погодными условиями. Правильное планирование предстоящих подготовительных, основных и завершающих работ, может дать значительную экономию времени, энергетических, трудовых и материальных затрат. В случае реализации лесозаготовительного процесса, для планирования сроков начала и завершения лесозаготовок, вывозки леса, продолжительности эксплуатации зимних лесовозных автодорог следует использовать вероятностно-статистические методы обработки информации. Основной целью данной работы является определение срока эксплуатации зимней лесовозной дороги на основе вероятностной оценки продолжительности зимнего сезона (на примере Енисейского района Красноярского края).

 

Ключевые слова: 

лесозаготовки, вывозка древесины, зимняя лесовозная дорога, планирование, статистика, климатические условия

 

Для цитирования: 

Планирование сроков эксплуатации зимних лесовозных дорог на основе анализа статистики климатических данных / А. П. Мохирев, Е. В. Горяева, М. П. Мохирев, А. В. Ившина // Лесотехнический журнал. – 2018. – Т. 8. – № 2 (30). – С. 176–185. – Библиогр.: с. 182–184 (15 назв.). – DOI: 10.12737/article_5b2406175e7765.44768086.

 

Литература: 
  1. Бурмистрова, О.Н. Математическая модель проектирования лесовозных автомобильных дорог с учетом климатических условий северо-западного региона / О.Н. Бурмистрова, Е.В. Пластинина, М.А. Воронина // Изв. Коми науч. центра УрО РАН. – 2011. – № 8. – С. 79–84.
  2. Горбов, А.Ф. Строительство, содержание и эксплуатация зимних автомобильных лесовозных дорог в Северо-Западных районах страны[Текст] / А.Ф. Горбов – М.: Лесная промышленность, 1976. – 44 с.
  3. Дорожные условия и режимы движения автомобилей / В.Ф. Бабков, М.Б. Афанасьев, А. П. Васильев [и др.] – М.: Транспорт, 1967. – 227 с.
  4. Лобанов, Ю.В. Методы и модели управления транспортно-эксплуатационными качествами лесовозных автомобильных дорог: автореф. дис... канд. техн. наук: – Воронеж: ВГЛТА, 2010. – 17 с.
  5. Лукашевич, В.M. Климатические условия как фактор для обоснования периода эксплуатации зимних лесовозных дорог / В.М. Лукашевич, Л.В. Щеголева // Актуальные проблемы развития с лесного, комплекса: материалы; международной: научно- технической конференции 28-30 ноября 2005 г. - Вологда: ВТУ. – 2006. - С. 36-38.
  6. Лукашевич, В.М. Методика планирования освоения лесных ресурсов с учетом сезонности лесозаготовок / В.М. Лукашевич, Л.В. Щеголева //Глобальный научный потенциал. – 2014. - № 8 (41). - С. 134-136.
  7. Мохирев, А.П. Обоснование проектирования сети лесных дорог на примере предприятий Нижнего Приангарья [Текст]: дис. … канд. техн. наук: 05.21.01: защищена 1.11.07 / А.П. Мохирев. – Красноярск, 2007. – 174 с.
  8. Мохирев, А.П. Проектирование сети лесных дорог на примере предприятий Красноярского края [Текст]: монография /А.П. Мохирев, О.В. Болотов. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – 178 с.
  9. Шегельман, И.Р. Обоснование периода эксплуатации зимних лесовозных дорог / И.Р. Шегельман, Л.В. Щеголева, В.М. Лукашевич // Изв. ВУЗов: Лесной журнал. - 2007. - № 2. -С. 54-57.
  10. Шегельман, И.Р. Подготовительные работы в отечественной системе лесопользования[Текст] / И.Р. Шегельман, В.М. Лукашевич. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. – 84 с.
  11. Bettinger, P. The key literature of, and trends in, forest-level management planning in North America, 1950-2001[Text] / Р. Bettinger, W. Chung, // Int Forest Rev – 2004. – № 6 – рр. 40–50. doi:10.1505/ifor.6.1.40.32061.
  12. Binkley, C.S. Integrating climate change and forests: Economic and ecologic assessments [Text] / C.S. Binkley, G.C. Van Kooten // Climatic Change – 1994. – № 28. – рр. 91. –110. doi:10.1007/BF01094102.
  13. Forest industry environment nature: Trends. [Text] – Helsinki: CAFFI, 1991. – 70 p.
  14. Goltsev, V. The impact of climate change on the technical accessibility of forests in the Tikhvin District of the Leningrad Region of Russia. [Text] / V. Goltsev, E. Lopatin // International Journal of Forest Engineering. – 2013. – Vol. 24: № 2. – рр. 148-160.
  15. Wilson, L S. The world's changing climate - some issues for planners. [Text] / L S.Wilson //Long Range Plann – 1981. – № 14(5). – рр. 83–89. doi:10.1016/0024-6301(81)90012-1.