ФАКТОРЫ CНИЖЕНИЯ РИСКА СТОЛКНОВЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И ТРАВМИРОВАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Т.И. Белова, В.И. Растягаев, С.С. Сухов, Ю.Н. Баранов, Е.В. Старченко

Скачать

№ 1 (29)

Технологии. Машины и оборудование

Сведения об авторах

Белова Татьяна Ивановна – доктор технических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и инженерной экологии

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», г. Брянск, Российская Федерация

e-mail: belova911@mail.ru

Растягаев Владимир Иванович – кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск, Российская Федерация

Сухов Сергей Сергеевич – кандидат технических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск, Российская Федерация

e-mail: bgd_cc@bk.ru

Баранов Юрий Николаевич – доктор технических наук, профессор кафедры сервис и ремонт машин

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел, Российская Федерация

e-mail: bar20062@yandex.ru

Старченко Елена Васильевна – соискатель

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

e-mail: elena19191911@rambler.ru

 

Аннотация: 

Повышение безопасности водителей автотранспортных машин (АТМ) используемых в сельских  и лесных  хозяйствах   является актуальной задачей  по причине  высокого уровня травматизма. Анализ статистики  травматизма водителей автотранспортных машин и проведенные исследования выявили, что указанные машины являются источниками повышенной опасности при выполнении транспортных работ. Для функционирования устройства, обеспечивающего понижение травматизма  и повышение безопасности водителей АТМ при выполнении работ по транспортировке сельскохозяйственной продукции и вывозке леса, предлагаемое авторами, необходимо знать  величину  тормозного пути  АТМ в реальных условиях движения, которая определяется теоретически. Несовершенство методик определения реального тормозного пути  современных АТМ, используемых в лесных и сельских хозяйствах, связано с тем, что при их применении не  учитывается целый ряд эксплуатационных и конструктивных факторов. При определении длины тормозного пути по существующим аналитическим зависимостям ошибка  может составлять от 25% до 35%. Снижение  риска столкновения АТМ при транспортировке сельскохозяйственной продукции и выполнении лесозаготовительных работ предлагается   обеспечивать за счет совершенствования методики определения тормозного пути с учетом реальных эксплуатационных условий. Результаты и выводы, сделанные в данной статье, могут быть полезны для повышения безопасности сельскохозяйственных  и лесовозных машин на дорогах.

 

Ключевые слова: 

лесовозные машины, лесозаготовительные работы, риск столкновения, тормозной путь, травмирование водителей, нормальная нагрузка, баланс тормозных сил

 

Для цитирования: 

Факторы снижения риска столкновения автотранспортных машин и травмирования водителей / Т.И. Белова, В.И. Растягаев, С.С. Сухов, Ю.Н. Баранов, Е.В. Старченко // Лесотехнический журнал. – 2018. – Т. 8. – № 1 (29). – С. 176–185. – Библиогр.: с. 183–184 (10 назв.). – DOI: 10.12737/article_5ab0dfc610c0e3.68232763.

 

Литература: 

1. Белова, Т.И. Обеспечение безопасности операторов самоходных транспортных машин [Текст] / Т.И. Белова, С.С. Сухов, В.И. Растягаев, А.А. Филиппов // Проблемы энергообеспечения, информатизации и автоматизации, безопасности и природопользования в АПК: Международная научно-техническая конференция - Брянск. Изд-во Брянской ГСХА, 2014. – С. 37-45.

2. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. [Текст]. – М., 2001. – 37 с.

3. Лазарев, В.В.Повышение энергетических и экологических свойств полноприводных колесных машин [Текст]: учеб. пособие / В.В. Лазарев. – Брянск: Брян. гос. инж.-технол. акад., 2010. – 132 с.

4. Патент на изобретение 2534689 РФ, МПК: В60Т17/22. Устройство определения тормозного пути транспортного средства [Текст] / Белова Т.И., Гаврищук В.И., Сухов С.С., Филиппов А.А., Агашков Е.М., Кончиц С.В., Кровопускова В.Н. – № 2012152347/11; заявл. 05.12.12;  опубл. 10.12.14.

5. Вахламов, В.К. Автомобили. Эксплуатационные свойства [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Вахламов. – М.: Академия, 2005. – 238 с.

6. Белова Т.И. Обеспечение безопасности операторов транспортных работ [Текст] / Т.И. Белова, С.С. Сухов, А.А. Филиппов, С.В. Кончиц // Актуальные вопросы эксплуатации современных систем энергообеспечения и природопользования: IX международная научно-техническая конференция. - Брянск. Изд-во Брянской ГСХА, 2015. – С. 16-24.

7. Novikov, A. ITS control of highways capacity [Text] / A. Novikov, V. Vasileva, A. Katunin, P. Pribyl // Transportation Research Procedia Сер. «12th International Conferenoce «Organization and Traffic Safety Management in Large Cities», SPbOTSIC 2016» -  2017. - С. 468-473.

8. Novikov, A. Adaptation capacity of the traffic lights control system (TSCS) as to changing parameters of traffic flows within intellectual transport systems (ITS) [Text] /A. Novikov, I. Novikov, A. Katunin, A. Shevtsova // Transportation Research Procedia Сер. «12th International Conference «Organization and Traffic Safety Management in Large Cities», SPbOTSIC 2016» - 2017.-  С. 455-462.

9. Korchagin,V.A. Process modeling in the subsystem of traffic accident consequence liquidation [Text] / V.A. Korchagin, A.N. Novikov, S.A. Lyapin // International journal of pharmacy and technology. - 2016. -Vol. 8, Issue No.3-P. 15262 -15270. 

10. Korchagin, V.A. Complex self-developin transport systems [Text] / V.A. Korchagin, A.N. Novikov, S.A. Lyapin, Yu. N. Rizayeva // International journal of pharmacy and technology. - 2016. - Vol. 8, Issue No.3-P. 15253 -15261.